Меню
RU BE EN

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОУБИЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

     

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОУБИЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

           Проблема  суицидального поведения у детей и  подростков остается актуальной во всем мире. 

Периодическое появление суицидальных мыслей  у детей и подростков не следует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем. Более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве. Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы с взрослыми.

Суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если реализация этих мыслей кажется им единственным выходом из трудных ситуаций.   В этих случаях возникает серьезный риск суицидальных попыток и самоубийств.

    Мальчики совершают самоубийства намного чаще, чем девочки. Уровень самоубийств среди мальчиков в среднем в 4,6 раз выше, чем среди девочек как в городской, так и в сельской местности. В то же время частота суицидальных попыток у девочек вдвое-втрое больше в сравнении с мальчиками.     Наибольшее число самоубийств происходит  в возрасте 14-17 лет (около 50 % всех суицидов  и около 80% всех попыток самоубийств). При этом отмечена устойчивая тенденция к увеличению случаев самоубийств среди детей и подростков в сельской местности.

    Девочки чаще страдают депрессией, но им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом.

Мальчики чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.

Факторы и ситуации риска  самоубийства

  1. I. Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве
  • психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
  • злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  • насилие в семье (включая психическое насилие    над ребенком);
  • недостаток внимания и заботы о детях в семье;
  • конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  • частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
  • развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
  • частые переезды со сменой места жительства;
  • чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
  • излишняя авторитарность родителей;
  • отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды;
  • отсутствие гибкости членов семьи;

 

  1. II. Особенности личности
  • нестабильность настроения;
  • агрессивное поведение, злобность;
  • склонность к демонстративному поведению;
  • высокая степень импульсивности;
  • раздражительность;
  • ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;
  • недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
  • неспособность реальной оценки действительности;
  • тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
  • идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
  • легко возникающее чувство разочарования;
  • тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность;
  • чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей;
  • проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;
  • сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.

III. Психические расстройства

     Чаще всего встречаются депрессия, тревожные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушения пищевого поведения.

      Школьники, страдающие депрессией, нередко жалуются на соматические симптомы: жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения  описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.

                 Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются),
  • неприятности в семье;
  • разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
  • смерть любимого или другого значимого человека;
  • разрыв отношений с любимым человеком;
  • межличностные конфликты или потери;
  • проблемы с дисциплиной и законом;
  • давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • разочарование успехами в  школе, серьезные трудности в учебе;
  • высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
  • безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • серьезная физическая болезнь;

Признаки кризисного состояния

  • потеря интереса к обычной деятельности;
  • внезапное снижение успеваемости;
  • необычное снижение активности, безволие;
  • плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.
  • Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез

 

Предупреждение суицидов

  • Укрепление самоуважения и положительной самооценки детей;
  • Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни;

Для выработки у детей положительной   самооценки и самоуважения используются
                     различные способы

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще  ребенку.
  • Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.)
  • Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что  любят.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они - дети.
  • Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения.
  • Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.
  • Поощрение выражения эмоций и чувств.
  • Предотвращение запугивания и физического насилия в школе.
  • Информирование о возможностях оказания помощи

       Прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийств нецелесообразно предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом;

       Самоубийство не является громом с ясного неба: дети с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.

   

             Меры по предупрежденюе самоубийств у детей и подростков включает:

  • своевременное выявление детей с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • облегчение душевных страданий;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними);
  •  предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление детей на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем и наркотиками.