ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОУБИЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ САМОУБИЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Проблема суицидального поведения у детей и подростков остается актуальной во всем мире.
Периодическое появление суицидальных мыслей у детей и подростков не следует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем. Более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве. Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы с взрослыми.
Суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если реализация этих мыслей кажется им единственным выходом из трудных ситуаций. В этих случаях возникает серьезный риск суицидальных попыток и самоубийств.
Мальчики совершают самоубийства намного чаще, чем девочки. Уровень самоубийств среди мальчиков в среднем в 4,6 раз выше, чем среди девочек как в городской, так и в сельской местности. В то же время частота суицидальных попыток у девочек вдвое-втрое больше в сравнении с мальчиками. Наибольшее число самоубийств происходит в возрасте 14-17 лет (около 50 % всех суицидов и около 80% всех попыток самоубийств). При этом отмечена устойчивая тенденция к увеличению случаев самоубийств среди детей и подростков в сельской местности.
Девочки чаще страдают депрессией, но им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом.
Мальчики чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.
Факторы и ситуации риска самоубийства
- I. Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве
- психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
- злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- насилие в семье (включая психическое насилие над ребенком);
- недостаток внимания и заботы о детях в семье;
- конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
- частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
- развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
- частые переезды со сменой места жительства;
- чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
- излишняя авторитарность родителей;
- отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды;
- отсутствие гибкости членов семьи;
- II. Особенности личности
- нестабильность настроения;
- агрессивное поведение, злобность;
- склонность к демонстративному поведению;
- высокая степень импульсивности;
- раздражительность;
- ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;
- недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
- неспособность реальной оценки действительности;
- тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
- идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
- легко возникающее чувство разочарования;
- тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
- самодовольство, излишняя самоуверенность;
- чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей;
- проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;
- сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.
III. Психические расстройства
Чаще всего встречаются депрессия, тревожные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушения пищевого поведения.
Школьники, страдающие депрессией, нередко жалуются на соматические симптомы: жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.
Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение
- ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются),
- неприятности в семье;
- разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
- смерть любимого или другого значимого человека;
- разрыв отношений с любимым человеком;
- межличностные конфликты или потери;
- проблемы с дисциплиной и законом;
- давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
- запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
- разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
- безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;
- нежелательная беременность, аборт и его последствия;
- серьезная физическая болезнь;
Признаки кризисного состояния
- потеря интереса к обычной деятельности;
- внезапное снижение успеваемости;
- необычное снижение активности, безволие;
- плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
- необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
- увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
- инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.
- Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез
Предупреждение суицидов
- Укрепление самоуважения и положительной самооценки детей;
- Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни;
Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются
различные способы
- Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку.
- Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
- Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.)
- Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
- Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они - дети.
- Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения.
- Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.
- Поощрение выражения эмоций и чувств.
- Предотвращение запугивания и физического насилия в школе.
- Информирование о возможностях оказания помощи
Прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийств нецелесообразно предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом;
Самоубийство не является громом с ясного неба: дети с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.
Меры по предупрежденюе самоубийств у детей и подростков включает:
- своевременное выявление детей с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- облегчение душевных страданий;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
- контроль посещаемости занятий и прогулов;
- дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними);
- предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
- своевременное направление детей на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем и наркотиками.