Меню
RU BE EN

«Откуда берутся «зависимые» подростки?»

О зависимости у человека можно говорить, когда его настроение, мысли, поведение, чувство комфорта полностью зависят от какого-то внешнего условия. Таким условием чаще всего становится наличие алкоголя, наркотика, сигарет, сладостей, компьютерных игр, новых сексуальных партнеров и каких-то других условий.

Особенности психологии, физиологии и социального статуса подростка, предполагают иные, нежели для взрослых, подходы и в профилактике и в лечении любых видов зависимых состояний: табачной, алкогольной, компьютерной зависимости и др.

Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время может протекать незаметно, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у детей и подростков, наоборот, как правило, сначала появляются заметные изменения в поведении, прогулы уроков, нецензурная брань, колючесть, а потом уже присоединяются эксперименты с пивом, «колесами», клеем.

Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Психика подростка отличается от психики взрослого и развивается по своим специфическим закономерностям, которые необходимо учитывать. В силу возрастных изменений в подростковом возрасте причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Несдержанность, правонарушения, алкоголизм, наркомания – это все звенья одной цепи. Типичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», перестал выполнять требования родителей, учителей, начал проводить время с «плохой» компанией, пить спиртное, скорее всего, будет обусловлена ближайшим окружением. Семья и ближайшее окружение подростка нередко играют фатальную роль. Если взрослый человек может сам выбирать себе окружение, противостоять дурному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего недоступна. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением ПАВ или на лечение от наркомании, росли в неблагополучных семьях, до 90% правонарушителей – выходцы из неблагополучных семей.

Сам по себе пресловутый «переходный возраст» с его  максимализмом, негативизмом, бунтарством, несдержанностью уже является благодатной почвой для перерастания просто экспериментов с алкоголем, наркотиками в потребность, то есть зависимость. И не последнюю скрипку в этом превращении играет  неблагоприятная ситуация в семье, школе, во дворе или проблемы со здоровьем. Абсолютно здоровые подростки могут так реагировать на тяжелую ситуацию в семье или школе.

Если эти причины окружающие взрослые вовремя замечают и  устраняют, тогда потребность в психоактивных веществах проходит без традиционного медикаментозного лечения. Устранение этих причин подросткового саморазрушающего поведения и является собственно его лечением (в партнерстве с психиатром, наркологом, неврологом, психологом). И,  наоборот, никакие лекарства, угрозы, запреты и наказания не помогут, если подростка не любят, не понимают и не принимают. Родительская любовь должна быть «безусловной»: не за оценку в школе, не за красивый почерк, не за «примерное» и тихое  поведение», не за внешность…

Но ни в коем случае нельзя клеймить подростка, пенять на его гены и дурную наследственность, оставлять наедине с проблемой, ссылаясь на безнадежность или неисправимость. И самое главное, не поощрять, не способствовать, не создавать условий для развития зависимостей и не подавать пример саморазрушающего поведения. И больше всего ошибок в этом совершают родители, а не общественность или школа.

 

УЗ «Толочинская ЦРБ»