Меню
RU BE EN

Страничка психолога

Стоп - суицид. Что такое самоубийство. Статистика самоубийств

Существует множество определений самоубийства. Более лаконично излагает Морис Фарбер: «Самоубийство это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». Уточнение о «быстром» лишении себя жизни понадобилось для того, чтобы отделить суицид от аутодеструктивного поведения, которому подвержено большинство людей, ибо современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (количество которых определяется 80 % от населения планеты) совершают медленное «самоубийство», отлично зная о дальнейших негативных последствиях.

Самоубийство- это проблема общественного здоровья. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. А 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Однако статистические данные отражают не все; только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения остальные случаи остаются не зафиксированными. Но статистика нечего не говорит о страдании, боли, чувства вины родственников, друзей и коллег самоубийцы после невероятного акта саморазрушения. В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой. У 8% покончивших с собой, один из родителей был самоубийцей.

Возрастной  период «пиков возрастной суицидальности» между 15 и 24 годами  и между 40 и 50 годами. Наибольшую озабоченность вызывает возрастания частоты попыток и завершенных суицидов у молодых людей.  За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем у женщин. Женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем  мужчины, но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.

Наибольшее количество суицидов приходится на лето и весну(60%). Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между  расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин. Причины самоубийство сильно отличаются в разных возрастных группах - так, суициды из за неразделенной любви у подростков до 16 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после  25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже. Так же следующие причины могут привести к самоубийству: пресыщенность жизнью, денежные потери, душевная болезнь и физические болезни, конфликты и насилие, выход на пенсию и  тд.

 Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, подростков, психически больных, а также хронические алкоголики. Алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств. Алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев, наркотики – в 4%.

 По статистике, состоящие в браке люди  кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.

Суицидальный риск для различных профессий выглядит так: на первом месте люди творческих профессий (музыканты, художники и т.д), далее следуют медицинские работники, зубные врачи ; финансисты , психиатры и т.д. Замыкают список библиотекарь и продавец.

Психолог  Ислевская Екатерина Николаевна

Стоп- суицид. Профилактика самоубийств. Как уберечь от суицида

Тема самоубийств – особая тема, о ней тяжело рассказывать. Она затрагивает много болезненных точек в каждом из нас: собственный страх смерти, страх за собственных детей, страх перед непредсказуемостью ситуации, обиду на собственное бессилие, непонимание. Но говорить об этом необходимо, так как  профилактика самоубийств является актуальной, хоть и весьма нелегкой  задачей охраны общественного здоровья.

Риску суицида подвержены люди с определенными психологическими особенностями. Эмоционально чувствительные, ранимые люди склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам. Так же  пессимистичные, замкнутые в себе люди, имеющие ограниченный круг общения. Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам люди;

негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны).

К самоубийству человек идёт проходя 3 «ступени» подготовки к поступку. На каждой из ступеней сигнализируя обществу о намерениях покончить жизнь самоубийством.

Первая ступень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т.д

Вторая ступень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия. Активная предварительная подготовка к суициду (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ)

Третья ступень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Изменения в поведении человека, которые свидетельствуют о высокой вероятности реализации суицидальных тенденций.

Открытые высказывания о нежелании жить непосредственные заявления: «Я подумываю о самоубийстве», «Было бы лучше умереть», «Я не хочу больше жить»; косвенные высказывания: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», «Мне все надоело», «Они пожалеют, когда я уйду». Многозначительное прощание с другими людьми, символическое прощание (раздача личных вещей, фото).Стремительное завершение всех незаконченных дел. Наведение порядка среди вещей.

Депрессия, апатия, безмолвие: человек тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, снижается до минимума интерес к выполняемой деятельности, в поведении отмечается апатия, безразличие. Сужение круга контактов, наблюдается стремление к уединению, одиночеству.

Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен, постоянное обращение к теме смерти в литературе и живописи.

Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться за дерзостью, употреблением алкоголя, наркотиков и токсикомании.

Нарушение сна, аппетита  и несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

Как уберечь от суицида.

Распознование.Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство людей, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие.  Вывод: разговор с человеком  о намерениях покончить жизнь самоубийством – это первая помощь.

Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими фразами типа «Ну, не все так плохо», «Бывает и хуже». «Не стоит этого делать». Самое важное правило- дать человеку высказаться, но не оценивайте, не осуждайте, принимайте человека таким какой он есть, не перебивайте. Будьте хорошим слушателем.

Обсуждение. Существует множество тем, считающихся «запретными» В социуме не поощряются, например, разговоры о смерти и  самоубийстве. Поэтому не избегайте темы суицида в разговоре, задавайте вопросы, уточняйте. Открытое обсуждение планов и проблем снимет тревожность.

 Идите туда где боль. Разговор о проблемах и чувствах обычно сопровождается тем или иным вне­шним выражением этих чувств: человек может начать плакать, злиться и прочие, будьте терпеливы и внимательны.

Выработайте  совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь найти альтернативные пути решения проблемы. Не оставляйте человека одного.  Пусть он почувствует что он не одинок, что его жизнь кому-то важна и нужна.

 

Психолог Ислевская Екатерина Николаевна

Переживание смерти. Как рассказать ребенку о смерти близких?

К сожалению, в  жизни каждого человека в определенный момент встает вопрос о том, что такое смерть. Обычно это происходит в детстве и связано со смертью кого-то из родственников или близких людей. Если это происходит в жизни ребенка первый раз, или погибает кто-то из самых значимых взрослых, то перед его родителями или людьми, их заменяющими, зачастую встает множество вопросов: говорить или не говорить? Когда? Если рассказывать – то что? И как говорить?

«Говорить или не говорить?» Кажется, что доводов и «за»  «против» одинаковое количество. Боль потери близкого человека и забота о ребенке диктуют решение «не говорить, скрыть, не хочу, чтобы малыш испытывал такие же ужасные чувства, как и я». На самом деле это не здравый смысл, это мало осознаваемое малодушие шепчет: «Зачем говорить? Мне так плохо сейчас, некому позаботиться обо мне в такой беде, а если я скажу – мне придется столкнуться с непредсказуемой реакцией ребенка, которую я боюсь. И вместо того, чтобы быть с собой в своем горе, мне придется заботиться не о своих чувствах, а о его. Мне это тяжело, я не справлюсь, не хочу, не буду».

Соберите всю волю в кулак, как бы ни было больно, сообщить ребенку о смерти близкого человека нужно сразу. Если сделать это потом («я скажу после похорон, после поминок, после траура…), запоздалое сообщение может породить обиду на оставшихся близких (Они мне не доверяют, иначе сказали бы сразу), гнев (Как он мог скрыть, он же отец, а я его любил!), недоверие (Раз мне не сказали об этом близкие люди, значит все кругом обманщики и никому доверять нельзя).

Возникает следующий вопрос «Кто же должен говорить с ребенком о смерти?». Конечно, самый близкий из оставшихся родных, тот, кому ребенок больше всех доверяет, с кем сможет разделить свое горе. Чем больше веры и поддержки найдет ребенок у этого человека, тем лучше будет проходить его адаптация к новой жизненной ситуации (без мамы или папы, или дедушки, или братика).

Как бы вам не было тяжело, нельзя говорить ребенку о том, что он должен или не должен чувствовать и как он должен или не должен выражать эмоции. (Не плачь, «ушедшему» близкому человеку бы это не понравилось.) (Ты уже взрослый, чтобы плакать.) (Бедная сиротка, теперь тебе будет очень плохо.) (Ты не должен играть, ведь дедушки нет с нами больше.) Говоря подобные вещи, мы «программируем» ребенка на проявление чувств, которые он на самом деле не испытывает. Он может решить для себя, что настоящие чувства – это плохо, их необходимо подавлять, а демонстрировать окружающим лишь желательное поведение. Подобное решение может привести к эмоциональной холодности во взрослом возрасте.

Постарайтесь  не запрещать ребенку проявлять свои эмоции горя (Ты не должен плакать, иди, поиграй, чтобы не думать об этом). Непрожитые чувства горя – основа для психосоматических заболеваний в более позднем возрасте.

Также опасно «загружать» ребенка своими эмоциями. Истерики родных, их «уход в себя», чрезмерно выказываемая жалость могут напугать (Родные так причитают и кричат– значит смерть, это что-то очень страшное), заставить почувствовать себя ненужным (Мама все время плачет, а ведь у нее еще есть я. Значит, я ей не нужна.). Нельзя программировать дальнейшую жизнь семьи без радости и счастья (умер близкий человек, теперь мы никогда не будем счастливы, как раньше).

Вольно или невольно не  использовать образ умершего для формирования у ребенка желаемого для взрослых поведения (Не шали, сейчас он смотрит на тебя «оттуда», и расстраивается) (Не плачь ,он всегда учил тебя быть настоящим мужчиной, ему бы это не понравилось).

Помогите ребенку не только услышать, но и почувствовать, что он не один, рядом с ним человек, который разделяет его чувства. Не нужно прятать свои чувства от ребенка, наоборот, о них тоже можно и нужно говорить. (Я тоже очень тоскую о маме. Давай поговорим о ней.) (Я плачу, потому что мне очень плохо. Я думаю сейчас о том, что папа умер. Но я не всегда буду печальной, и ты не виновата в моей грусти. Горе рано или поздно проходит.)

В доступной форме нужно рассказать ребенку, что когда человек умирает, остается душа, которая в течение первых трех дней  прощается со всем тем, что было дорого ей при жизни, например, с родными и близкими. Три дня душа рядом с нами, поэтому по христианскому обычаю и похороны назначены на третий день, когда душа «отлетит». До девятого дня по велению Бога душа человека созерцает красоты рая и адские бездны. После этого, вплоть до сорокового дня, душа проходит испытания (мытарства), в которых обсуждается  каждое дело, слово и даже помышление человека при жизни. Причем за человека свидетельствуют Ангелы, а против – бесы. От того, как душа пройдет это испытание, зависит ее участь. И в это момент очень важна молитва за умершего, это может оказать поддержку душе на таком «предварительном» суде.

Сходите с ребенком в церковь или о ушедшем помолитесь дома. Молясь за умершего, ребенок помогает его душе. В то же время в мыслях он рядом с ним, он может чувствовать себя заботящимся о том, кого нет, более взрослым, ответственным. В это время ребенок может осознать, что смертью не заканчивается жизнь, что добрые дела и поступки дают душе другую, вечную жизнь. Это понимание снижает страх смерти у детей.

При рассказе ребенку о смерти с религиозной точки зрения, важно не совершить ошибку, создав образ «страшного Бога». (Бог забрал маму, теперь ей там лучше, чем здесь). У ребенка может появиться иррациональный страх, что его тоже «заберут». Про то, что «там» лучше» — тоже непонятно для детей. (Если «там» лучше, то почему все плачут? И если смерть лучше жизни – зачем тогда жить.

Не стоит говорить что «дедушка уснул навсегда», «папа навсегда от нас ушел». Дети мыслят очень конкретно. Такие слова могут спровоцировать страх сна (усну – значит умру), страх потери близкого (мама ушла в магазин – она тоже может уйти навсегда, умереть).

Если ваш ребенок собирается присутствовать на похоронах, объясните, что он увидит. “Папа(бабушка, брат, тетя) будет лежать в гробу. Его руки будут сложены на груди. Возможно, он будет выглядеть не таким, каким ты его помнишь, потому что, когда человек умирает, его внешность несколько меняется. Каждый захочет встать перед гробом и попрощаться с папой. Если захочешь, ты можешь тоже это сделать”. Предупредите ребенка, сколько времени вам предстоит провести на похоронах».

Что и как можно и нужно говорить среди всех этих «нельзя»?

Выберите место, где вас не будут беспокоить, и позаботьтесь о достаточном количестве времени на разговор. Говорите правду. Если смерть вызвана болезнью, о которой ребенок знал, начните с этого. Если это несчастный случай, расскажите, как это произошло, возможно, начиная с момента, когда ребенок расстался с этим родственником. (Ты видел, как утром папа поехал на работу…). Вам тоже тяжело в этот момент, но ради ребенка нужно набраться мужества, и оказать помощь ему. Следите за его реакциями, реагируйте на его слова и чувства. Будьте добрыми и чуткими, насколько это возможно для вас в этой ситуации. Расскажите о своих чувствах, не демонстрируя их. Дайте понять и почувствовать, что вы рядом, вы не покинете его. Скажите о том, что умершего заменить никто не сможет, но вы поможете заполнить образовавшуюся пустоту, насколько это возможно. Расскажите ребенку, как будут происходить похороны, что происходит в душой. Научите молиться за умершего. Пообещайте, что вы будете рядом и что можно говорить обо всем: о страхах, чувстве вины, гнева. Обязательно выполните это обещание. Будьте готовы разделить с ребенком любые чувства, которые могут возникнуть в связи с этим известием.

Потеря близкого родственника – большое горе для всех членов семьи. Именно от взрослых, от их поддержки и сочувствия зависит, насколько эта потеря будет ужасна и болезненна для ребенка. Доброта к ребенку, принятие его чувств и эмоций, разрешение «не брать на себя вину за эту смерть», заполнение места, которое занимал ушедший в жизни ребенка, помогут прожить горе без психологических «осложнений».

 

Психолог Ислевская Екатерина Николаевна.«Толочинская ЦРБ»